Проверки

Проверки деятельности НПО

 

До вступления в силу изменений законодательства об НПО территориальные управления Федеральной регистрационной службы (ФРС), а до 2005 года – Министерства юстиции РФ имели право проводить проверки соответствия деятельности уставным целям. Однако, тогда речь шла лишь об общественных объединениях. Изменения коснулись некоммерческих организаций, которые теперь обязаны не только ежегодно отчитываться перед ФРС о своей деятельности и расходовании средств, но и предоставлять документы по запросу и принимать у себя специалистов ФРС в случае принятия решения о проведении проверки их работы.

Порядок проведения проверок НПО регулируется сейчас принятым 22 июня 2006 года «Порядком проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям)», утвержденным Приказом Минюста, а также Административным регламентом от 25.12.2006 (по состоянию на 20 января 2007 г. не опубликован, следовательно не вступил в силу).

Хотелось бы обратить внимание на п. 3 Приказа, в котором сказано, что «Организация и проведение проверок осуществляются в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, презумпции их добросовестности».

Однако права сотрудников ФРС и обязанности руководителя НПО, приведенные в Приказе могут поставить принцип невмешательства в деятельность НПО под сомнение. Поскольку перечень документов, которые могут запросить специалисты ФРС не является исчерпывающим, в каждом отдельном случае необходимо решать, отвечает ли запрос ФРС принципу невмешательства в работу организации.

Что касается формальных правил, то проверка НПО может проводится не чаще одного раза в год. Проверка может быть:

1.      Плановой, т.е. включенной в план проверок управления ФРС, формируемый на календарный период;

2.      внеплановой, т.е. назначенной:

·         при наличии достаточных данных (например, жалоб граждан, запросов организаций), указывающих на нарушение законодательства РФ со стороны НПО;

·         с целью проверки устранения выявленных ранее нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения

·         в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Проверка может быть:

·         выездной (по месту нахождения и (или) ведения деятельности НПО);

·         без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности НПО.

По общему правилу проверка проводится за период деятельности некоммерческой организации, не подлежавший проверке при проведении предыдущих проверок. При этом срок не может превышать 3 года деятельности некоммерческой организации, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период).

Срок проведения проверки не может превышать 30 дней. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации распоряжением (поручением) срок проверки может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Проверка проводится с предварительным письменным уведомлением НПО, в котором в том числе указываются:

·         реквизиты распоряжения (дата поручения, фамилия, инициалы и должность лица, давшего поручение) о проведении проверки;

·         фамилия, инициалы и полное наименование должности проверяющего (должностей проверяющих);

·         место проверки (для выездной проверки) или указание на то, что проверка проводится без выезда по месту нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации;

·         срок проведения проверки;

·         предмет проверки.

Письменное уведомление некоммерческой организации о проведении проверки должно быть направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 5 рабочих дней до даты начала проверки.

В уведомлении или в приложении к нему может быть указан список документов, которые некоммерческая организация обязана представить в определенный в уведомлении срок.

Результаты проверки оформляются актом.

Согласно п. 51 Административного регламента, акт проверки состоит из вводной и основной частей.

В вводной части акта проверки указываются:

·         дата, время и место составления акта проверки;

·         наименование органа, проводившего проверку (ФРС или ее территориального органа);

·         дата и номер приказа (распоряжения) ФРС (ее территориального органа), на основании которого проводилась проверка;

·         срок, место проведения проверки, проверенный период деятельности;

·         наименование субъекта проверки;

·         особенности проведения и оформления результатов проверки с указанием фактов противодействия проверки (при наличии);

·         фамилия, имя, отчество, должность лица, уполномоченного на проведение проверки (членов комиссии, с обязательным указанием председателя комиссии).

Структура основной части акта проверки определяется перечнем проверенных вопросов деятельности субъекта проверки.

Основная часть акта проверки содержит информацию:

·         о документах (информации), представленных (не представленных) субъектом проверки в течение срока проведения проверки;

·         о фактах (событиях) выявленных нарушений в деятельности субъекта проверки, об их характере и содержании, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение выявленных нарушений (с указанием места и времени совершения нарушений и конкретных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, требования которых были нарушены субъектом проверки, не устраненных к моменту их выявления);

·         об устранении субъектом проверки на дату завершения проверки фактов (событий) выявленных нарушений и недостатков в деятельности субъекта проверки.

В завершении основной части акта проверки указываются:

·         обобщенная информация об основных результатах проверки субъекта проверки и выводы лица, уполномоченного на проведение проверки (членов комиссии), по результатам проверки;

·         сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом субъектом проверки, подпись руководителя (иного уполномоченного им лица) или отметка об отказе от подписания.

Сведения об однотипных нарушениях могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие справочные материалы, которые прилагаются к акту проверки. В таком случае в акте проверки указываются только итоговые сведения о нарушениях со ссылкой на соответствующие приложения.

Факты нарушений в деятельности субъектов проверки отражаются в акте проверки с учетом их существенности для принятия решений о применении к субъекту проверки мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, руководитель некоммерческой организации вправе приложить к нему письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы, подтверждающие обоснованность возражений.


 

Как правильно составить протокол

Начиная с регистрации и заканчивая закрытием любой организации (коммерческой, некоммерческой) требуется составлять массу протоколов. Они являются достаточно важным документом и могут требоваться в налоговой службе, федеральной регистрационной службе, банке и других организациях.

Вообще протокол составляется в свободной форме, но есть несколько обязательных атрибутов и просто общепринятых правил, соблюдение которых в самом начале, поможет избежать массу проблем в дальнейшем.



1. Если у вашей организации есть фирменный бланк, протокол составляется на фирменном бланке организации.

2. У любого протокола обязательно должен быть номер. Он может быть обычным сквозным, а может, например включать в номер протокола год, месяц составления.

3. Должно быть название события (Общее собрание, заседание, собрание и т.п.), наименование органаполное название организации, включая организационно-правовую форму.

4. Дата и место (город) проведения собрания.

5. Обязательно указание присутствующих участников: указывается сколько участников присутствуют, сколько из них имеют права голоса, кто без права голоса (если есть), имеется ли кворум (если для этого мероприятия он предусмотрен).

6. Повестка дня. Перед обсуждением вопросов, обычно пишется повестка дня, вопросы.

7. Далее следует раздел «Ход работы» или с другим названием, но в этом разделе непосредственно пишутся обсуждение вопросов.

Самым первым пунктом обязательно должны быть избраны Председатель Собрания и Секретарь собрания. Их подписи должны быть в конце протокола.

8. Все вопросы собрания рассматриваются согласно Повестке. В ходе работы указывается кто выступал, о чём, и обязательно итоги голосования, с указанием количества проголосовавших.

9. В конце протокол подписывается Председателем и Секретарём собрания. Можно поставить печать организации.



Если протокол слишком большой, из него можно делать выписку.

Выписка оформляется точно так же, только указываются только те вопросы, которые вам нужны. Выписка из протокола подписывается Председателем и Секретарём Собрания и заверяется печатью организации.