Позиция

Рекомендации гражданских организаций по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций (НКО)

Рекоммендации Федеральной Регистрационной Службе РФ (Росрегистрации)

 

 

Рекомендации гражданских организаций по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций (НКО)

(в части, регулируемой Федеральным законом «Об общественных объединениях»

и Федеральным законом «О некоммерческих организациях»)

 

I.Президенту, Правительству, депутатам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации выступить с законодательной инициативой по внесению соответствующих поправок в федеральное законодательство, направленных на облегчение процедуры регистрации НКО и процедуры регистрации изменений в уставные документы НКО, в частности:

            1. Дополнить ч. 7 ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» абзацем следующего содержания: «Перечень документов, указанных в ч. 6 настоящей статьи, является исчерпывающим. Не допускается требовать предоставления документов, не указанных в настоящей статье». Дополнить ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» абзацем следующего содержания: «Перечень документов, указанных в ч. 5 настоящей статьи является исчерпывающим. Не допускается требовать предоставления документов, не указанных в настоящей статье».

            2. Дополнить ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» абзацем следующего содержания: «Не допускается отказ в государственной регистрации общественного объединения в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства».

            3. Исключить из оснований отказа в регистрации общественного объединения, изложенных в ст.  23 ФЗ «Об общественных объединениях» п. 2 ч. 1 данной статьи. Исключить из оснований отказа в регистрации некоммерческой организации, изложенных в ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» п. 4 ч. 1 данной статьи. Дополнить абзацем следующего содержания: «В случае, если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные указанными Федеральными законами, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган в адрес заявителя могут быть направлены письменные предложения об  устранении недостатков с точным указанием недостающих или ненадлежаще оформленных сведений и ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты».

            4. Дополнить ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» абзацем следующего содержания: «Перечень оснований для отказа является исчерпывающим и не подлежит расширению».

            5. Дополнить ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» абзацем следующего содержания: «Регистрация профсоюзной организации производится в уведомительном порядке. Отказ в регистрации профсоюзной организации не допускается. В случае, если документы профсоюзной организации противоречат Конституции или федеральному законодательству, орган государственной регистрации сообщает об этом в органы прокуратуры».

            6. Ввести государственную пошлину в размере 100 рублей за рассмотрение документов о регистрации некоммерческой организации и государственную пошлину за регистрацию некоммерческой организации в размере 500 руб. Установить, что государственная пошлина за регистрацию некоммерческой организации взимается после принятия решения о государственной регистрации. Ввести государственную пошлину за внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц в размере 100 руб.

            7. Дополнить ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях» абзацем следующего содержания: «Регистрация изменений сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не связанных с внесением изменений в устав, осуществляется в уведомительном порядке. Отказ в регистрации данных изменений не допускается. Если сведения, необходимые для внесения изменений, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган, орган государственной регистрации сообщает об этом организации и устанавливает срок для устранения недостатков». Заменить данным абзацем ч.1 ст. 23 ФЗ «О некоммерческих организациях».

            8. Утвердить форму предоставления сведений об адресе, (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением.

            9. Исключить из ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях» ограничения на право быть учредителем, членом, участником общественного объединения для иностранных граждан и лиц без гражданства.

            10. Исключить из ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях» ограничения на право быть членом и участником общественного объединения для лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

            11. Исключить пп. 4 п. 7 ст. 13 ФЗ «О некоммерческих организациях», как устанавливающий неправовые основания для отказа в регистрации иностранной некоммерческой неправительственной организации и допускающий произвольные и избирательное толкование.  

II.Президенту, Правительству, депутатам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации выступить с законодательной инициативой по внесению соответствующих поправок в федеральное законодательство, направленных на упрощение отчётности и ограничение числа проверок некоммерческих организаций, в частности:

            1. Дополнить ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях» абзацем следующего содержания: «Ежегодный план проведения плановых проверок общественных объединений формируется методом случайной выборки и размещается на информационных стендах и интернет-сайтах федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов. Проведение внеплановой проверки оформляется соответствующим распоряжением органа государственной регистрации, с указанием конкретных оснований проведения внеплановой проверки, целей, предмета и задач проверки, даты ее начала и окончания, должностных лиц, уполномоченных на ее проведение, иных сведений. Распоряжение доводится до сведения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения не позднее, чем за 7 рабочих дней до проведения проверки». Дополнить ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» абзацем аналогичного содержания.

            2. Отменить отчетность по формам ОН0001, ОН0002, ОН0003, вводящая дополнительные формы контроля за деятельностью некоммерческих организаций, по сравнению с коммерческими. Исключить из полномочий Росрегистрации и ее территориальных органов право запрашивать документы в объеме, превышающем объем сведений, предоставляемых в налоговые органы.

            3. Исключить из числа оснований для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании объединения, прекратившим свою деятельность, неоднократное непредставление или непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях».

            4. Установить, что неоднократное непредставление общественным объединением или некоммерческой организации в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о приостановлении деятельности общественного объединения. В случае предоставления впоследствии сведений в полном объеме, деятельность  некоммерческой организации восстанавливается.

III.Президенту и Министерству юстиции внести соответствующие поправки в Положение о Федеральной регистрационной службе (Росрегистрации) и приказы Минюста, направленные на обеспечение открытости в работе Росрегистрации, доступности информации о ее деятельности гражданам и общественным объединениям, в частности:

            1. Обязать Росрегистрацию и ее территориальные органы отвечать на запросы граждан и организаций и предоставлять любую информацию, которая не отнесена федеральными законами к информации ограниченного доступа (с возможным установлением федеральным законом соответствующей платы за предоставление информации).

            2. Обязать Росрегистрацию и ее территориальные органы вести учет количества поданных заявлений о регистрации НКО и сданных форм регулярной отчетности, количества вынесенных предупреждений и поданных заявлений об исключении организаций из реестра юридических лиц. Обязать  Росрегистрацию и ее территориальные органы обеспечить открытый доступ к этой информации.

            3. Обязать территориальные органы Росрегистрации проводить регулярные  консультации по регистрации и отчетности НКО и разъяснять порядок и условия регистрации и отчетности НКО, в том числе через размещение на информационных стендах  образцов заполнения документов.

            4. Обязать Росрегистрацию и ее территориальные органы размещать план проверок НКО на интернет-сайтах Росрегистрации и ее территориальных органов, а также на информационных стендах.

            5. Обязать территориальные органы Росрегистрации информировать НКО об их правах и обязанностях при проведении проверок, сдаче регулярной отчетности, в том числе через размещение на информационных стендах соответствующей информации.

            Рекомендации разработаны экспертной группой по свободе ассоциаций

Межрегиональной Правозащитной Группы - Воронеж/Черноземье 

и Молодежного Правозащитного Движения

 

Рекоммендации Федеральной Регистрационной Службе РФ (Росрегистрации)

с целью обеспечения соблюдения действующего законодательства  и развития гражданского общества в России.

Рекомендовать Федеральной регистрационной службе (далее – ФРС): 

1. Разъяснить управлениям ФРС по субъектам РФ, что закон не устанавливает конкретную форму сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением. Предоставление адреса по смыслу закона не является предоставлением в пользование помещения, расположенного по этому адресу.

2. В связи с этим, недопустимы требования предоставить определенные документы (договор аренды; подтверждение права субаренды организации, предоставляющей адрес; свидетельство о праве собственности на помещение и т.п.), получение которых для регистрируемого объединения, не обладающего правами юридического лица, невозможно.

3. Разъяснить управлениям ФРС по субъектам РФ законность предоставления в качестве адреса, по которому осуществляется связь с общественным объединением, адреса жилого помещения.

4. Разъяснить управлениям ФРС по субъектам РФ  обязанность предоставлять ответы на  заявления, жалобы и иные обращения граждан и юридических лиц в порядке и сроки, установленные законодательством.  Разъяснить региональным  управлениям ФРС, что недопустимы отказы в непредставлении информации, которая не отнесена законом к категории ограниченного доступа.

5. Разъяснить управлениям ФРС по субъектам РФ, что подача общественным объединением документов по истечении трех месяцев со дня проведения учредительного собрания (съезда, конференции) не входит в перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

6. В связи с массовыми случаями отказа в государственной регистрации общественных объединений по причине «ненадлежащего оформления документов (в т.ч. протоколов)» рекомендовать управлениям ФРС по субъектам РФ разместить на стендах образцы заполнения документов.

7. Организовать обучающие семинары для сотрудников управлений ФРС по субъектам РФ (с участием представителей ФРС, работников Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, Аппаратов Уполномоченных по правам человека субъектов РФ, членов Совета при президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, представителей общественных объединений и СМИ), разъясняющие порядок применения действующего законодательства об общественных объединениях.

8. Разъяснить управлениям ФРС по субъектам РФ, что в соответствии с действующим законодательством, отказ в государственной регистрации должен быть мотивирован, вынесен в письменной форме, и указывать на конкретные положения законодательства РФ, нарушение которых повлекло за собой отказ.

9. Разъяснить, что в соответствии с действующим законодательством, недопустимо требовать от общественных объединений предоставления документов, которые не предусмотрены Федеральным законом «Об общественных объединениях».

10. Разъяснить, что в случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства Российской Федерации, управлениям ФРС по субъектам РФ может быть вынесено письменное предупреждение руководящим органам данных объединений. Предупреждение должно выноситься с указанием конкретных положений законодательства, которые были нарушены, а также устанавливать разумный срок для устранения этих нарушений.

11. Вести статистику работы с общественными объединениями (регистрация, отказы, проверки, приостановление деятельности, ликвидация и др.).

12. Обеспечить открытый доступ к информации о работе ФРС с общественными объединениями (например, предоставлять по запросу, в т.ч. статистические данные, публиковать информацию на сайте ФРС и сайтах региональных управлений).

13. Не допускать отказов в регистрации профсоюзных организаций (в соответствии со ст.8 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

14. Не допускать случаев отказа в регистрации общественного объединения по основаниям, не указанным в ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации…» и в ст. 23 «Об общественных объединениях».

15. Не допускать перерывов в работе управлений ФРС по субъектам РФ в связи с внесением изменений в действующее законодательство, в том числе в случаях реорганизации, поскольку подобные перерывы ведут к нарушению сроков, установленных для государственной регистрации общественных объединений, и ограничивают возможность реализации права граждан на свободу ассоциации.

16. Проводить просветительские и информационные семинары для общественных объединений о правилах взаимодействия с ФРС, в том числе о том, как правильно предоставлять информацию о продолжении своей деятельности.

17. При проведении проверок руководствоваться принципом равенства всех общественных объединений перед законом, не допускать избирательно более частых проверок религиозных организаций и организаций, основанных по национальному признаку, а также иных общественных объединений.

18. Оформлять отказы в государственной регистрации общественных объединений в письменном виде на бланке управления ФРС по соответствующему субъекту РФ, не допуская при этом устных отказов в регистрации с возвратом регистрационных документов «под расписку заявителя».

19. Не допускать продления установленного законом месячного срока рассмотрения документов и вынесения решения о регистрации общественного объединения, либо об отказе в регистрации.

20. Организовать обучающие семинары для НКО с целью разъяснения новых положений законодательства об общественных объединениях, в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ» №16-ФЗ.